Егор Сидорук о моей пьесе. Спасибо ♥️ А вот и первый «личный выбор» – выбор Егора Сидорука! Егор отметил пьесу Анны Бессчастновой «Чёрное, белое, настоящее», вошедшую в шорт-лист номинации «Маленькая Ремарка 12-». «В этом году самым бросающимся в глаза свойством конкурсных пьес для меня стало «речевое уравнивание» персонажей: либо абсолютно все говорят, как подростки, либо абсолютно все говорят, как дети. Чаще всего это можно объяснить художественными задачами: например, показать взрослых, инфантильно увязших в мелочных ссорах, когда их дочь вполне способна проанализировать ситуацию, обратиться за помощью и проявить личную силу и упорство в защите семьи. Оставаясь ребёнком по смыслу и словарному запасу, девочка обладает качествами зрелой личности. Так было в пьесе Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Настоящее дело». В подростковой пьесе тех же авторов «Песочница с вайфаем в космосе» школьницы и учитель, мама и дедушка – все говорят на языке интернет-культуры и «социальной повестки дня». Есть даже ощущение некого единого ритма в репликах людей разных поколений. Или легкомысленность фраз взрослых в сказочной пьесе «Мой друг Бука» Анжелики Стынки можно объяснить сознательным стремлением старших не выпадать из пространства детской игры и всегда оставаться ласковыми. И всё же я не мог отделаться от мысли, что унификация языка избыточна, не даёт почувствовать живых персонажей за единым речевым кодом пьесы и немного пугает. На подобном фоне пьеса Анны Бессчастновой сразу же привлекла моё внимание точно схваченной образностью детского мышления главного героя Виталика и по-деревенски бойкой, хлёсткой речью старших. Приём остранения через детский взгляд здесь срабатывает безотказно – привычная реальность российского бездорожья и безвременья становится ещё более яркой и узнаваемой. У Петра, деда Виталика, крепкое хозяйство: дом и баня, сарай и курятник – всё построено своими руками. Все остальные мужчины, упоминаемые в пьесе, тоже при деле, работают, их жизнь вовсе не бестолкова и не пуста. Но в этой глуши, откуда до ближайшего райцентра надо шлёпать восемь километров по грязи, их накрывает такая тоска, что главным мотиватором на протяжении многих лет остаётся водка. Действующих лиц в пьесе немного: дедушка с бабушкой, внук, продавец единственного магазина и две соседки. А ещё корова как первое острое переживание красоты для мальчика. У неё три сердца (два – необычные отметины снаружи и ещё одно, настоящее, бьётся внутри). Когда в окружающем мире всё ещё по-детски мало знакомо и зыбко, когда всё так легко перетекает из одного в другое, нельзя, совершенно невозможно превращать красоту в шашлык и тушёнку. И очень сложно понять, как любимый дедушка, который не боится рогов Белянки, бережно относится к курочкам и легко починит крыльцо у соседки, может превратиться в чудовище, танцующее заплетающимися ногами в сторону дома и оставляющее на бабушке царапины и синяки. Узнав, что непонятные превращения происходят из-за «беленькой», волшебной воды, которая стоит в бутылках на полке в магазине, Виталик решает совершить дерзкое нападение. Знакомый запал, кстати, - помню, как в детстве, ещё не имея никакого представления о законах рынка, я мечтал, став взрослым, скупать алкоголь и выливать в раковину, чтобы никто его не выпил. А Виталик действовал более решительно – набрал камней и разбил все тридцать бутылок. Однако, спустя какое-то время после погрома в магазине, Виталик вновь увидел деда пьяным – у него была в заначке последняя бутылка. И из разговоров соседок мальчик понял, что без водки у мужчин вся жизнь пошла наперекосяк. Пришлось идти вместе с бабушкой за новой партией (подвоза на машине нет, бездорожье совсем раскисло), везти долгожданные бутылки на тачке. Тогда вся маленькая жизнь в деревне вновь налаживается, а корова обретает чудесное спасение у соседки и дарит людям молочное море вопреки законам своей мясной породы. Может показаться, что эта пьеса о выученной беспомощности, о бессилии русского человека перед водкой, о том, что нельзя показывать детям подобные жизненные модели. Уйти из этого замкнутого, искривлённого мирка без горечи действительно можно было только в видение о чудесном белом море, по которому дед уплывает к сыну. Но в этой пьесе фоном для всех картин тяжело прожитой жизни, спонтанно принятых решений и безнадёжного пьянства звучит очень важная мысль: за каждым пьяным чудовищем прячется человек – вовсе не обязательно злой и опустившийся. Ребёнку не нужно жить в семье алкоголиков, чтобы стать свидетелем некрасивой сцены во время застолья или на улице, столкнуться с пугающим опытом превращения близкого или просто знакомого человека в громогласное, агрессивное, неуклюжее существо. Мы не можем знать, с чем ребёнок приходит в театр, насколько созвучной для него окажется эта боль. Поэтому я считаю, что необходимо поговорить с каждым о том, как алкоголь деформирует людей, но не убивает в них всё хорошее сразу, а лишь делает их беспомощными. И о том, как важно продолжать любить их и поддерживать, потому что многолетнее молчание вовсе не равно ни лечению алкоголизма, ни решению какой-либо проблемы. И чем раньше ребёнок услышит, что не остаётся с подобной ситуацией один на один, что театр не боится поговорить с ним – причём голосом такого же мальчишки, как он сам, - на тему, которая в семье, возможно, табуирована, тем проще ему будет найти внутреннюю опору и прожить другую жизнь, свою, не похожую на сонное существование этой деревни».

Теги других блогов: литература театр пьеса